г. Кемерово, ул. Карболитовская, 1/1    +7 (3842) 331-999, 39-6161
Наши филиалы: Кемерово | Новокузнецк | Томск
        

СТАНТРАЙДИНГ. ТРЮКАЧИ НА ДОРОГАХ.

Вернуться назад

С каждым сезоном количество мотоциклов на наших дорогах увеличивается в геометрической прогрессии. Их поклонники по-прежнему делятся на тех, кто предпочитает: спортбайки, чопперы, дорожники или внедорожники-эндуро... А еще есть стритфайтеры ("уличные бойцы", "уличные истребители") - мотоциклы, созданные для эпатажных городских покатушек (это только слово фривольно-легкомысленное, а мотоциклы - звери).
 

Два колеса - хорошо, а на одном круче!

Есть в Екатеринбурге около десятка человек, которым и двух колес мало, в смысле наоборот - много. Вот эти-то «лица (спортбайки, чопперы, дорожники) гоночной национальности» и шокируют публику эффектными проездками на заднем колесе (Whillie - базовый трюк стантрайдинга) на бешеной скорости, исполняют что-то типа ласточки на глазах и без того удрученных пробками автомобилистов, бросают руль в самых неподходящих местах, что примечательно, без последствий (ну разве что иногда), и чего только еще не вытворяют...
Девушки в ответ на такие па бросают в воздух чепчики и прочее нижнее, а блюстители порядка - в замешательстве: ведь в Правилах дорожного движения ничего не сказано по поводу того, на скольких колесах должен передвигаться мотоцикл и как при езде должно располагаться тело его водителя относительно агрегата - лежа, сидя на баке, ногами вверх, в стороны или еще как. В общем, это не хулиганы - это стантрайдеры.
Езда на мотоцикле, особенно в условиях большого города, - занятие экстремальное само по себе. Однако человек всегда стремится к большему, вот и среди мотоциклистов находятся такие, для которых просто ездить слишком скучно.
Стантрайдинг - довольно молодой вид спорта, сочетающий технические качества мотоцикла, филигранное мастерство пилота и зрелищность выступления.
Стантрайдинг (stunt - трюк, ride - езда) - не что иное, как трюковая езда, "фигурное катание" на мотоцикле. К примеру, трюкач может проехать на скорости 150 км/час до 100 метров только на переднем колесе (трюк Stoppie). Или только на заднем при скорости 200 км/час… Естественно, зрелище это относится к разряду повышенного риска и экстрима.

Откуда колеса растут

Кто-то возьмется утверждать, что стантрайдинг родом из Америки, - не верьте. Ну где еще, как не в России, можно исполнить супертрюк под названием "догони-ка меня, милиция" и заехать на мотоцикле "маде ин Ижевск" (модель "Планета") на платформы железнодорожного вокзала, переехать все пути, грациозно миновать подземный переход, пересчитав колесами ступени, и выскочить через главный вход вокзала, навсегда оторвавшись от погони? Только в России.
К слову сказать, трюку этому 20 лет, так что за давностью его исполнитель реабилитирован. Ну а если серьезно, родиной стантрайдинга принято считать Англию, где в середине 80-х годов прошлого века первые смельчаки начали культивировать этот вид спорта, хотя журнал "Bike", как и многие авторитетные стантрайдеры, утверждает, что это произошло в Бразилии начала 80-х. А американцы же вовсе называют середину 40-х в Штатах, ссылаясь на трюки из кинохроники тех лет.
Доподлинно известно, что в России Федерация cтантрайдинга была основана в Санкт-Петербурге в декабре 2002 года. Питер, Москва, Калининград - города, где станты переходят из разряда "уличных трюкачей" в лигу профессионалов. Создаются команды, появляются места для тренировок, проводятся соревнования - короче, формируется спортивная культура новой дисциплины. Что касается Екатеринбурга… Есть только десяток фанатеющих любителей да два "трюкача" - специально подготовленных для стантрайдинга мотоцикла. Оба на данный момент в простое - один временно "убит", второй, также временно, "ушатан" вместе с хозяином.

ФайерБлэйд - лучше для мужчины нет

Конечно, основное условие стантрайдинга - специальный мотоцикл. Если говорить про соревнования, то к участию в них допускаются агрегаты с объемом двигателя не менее 600 куб. см. Впрочем, это не мешает участникам многочисленных шоу показывать свое мастерство и на мопедах, и на мотоциклах, и на скутерах меньшего объема, т. е. на всем, что заводится и движется, от 50 куб. см и выше. В нашем случае один из трюкачей исполнял произвольно-аварийную программу даже на квадроцикле.
Хороший мотоцикл для стантрайдинга видно издалека - он настолько же плохо выглядит внешне, насколько мощно ощущает себя внутри. Главное требование к агрегату - неубиваемость, а потом уже удобство и скорость. Любимица стантрайдеров Honda CBR 900 RR Fireblade - олицетворение 100%-го спортбайка - бритва. Лучше лезвия может быть только лезвие - это про него. Но если, например, Suzuki, то "джиксер" - модель GSX-R1000 (600 и 750), можно и TL1000, оснащенный V-образной "двойкой", если Yamaha, то R1 или R6, а если Kawasaki, то быть может шестая или девятая Ninja, хотя не очень-то жалуют их станты. Впрочем, не мне рассказывать вам про это.

Чемпион по падениям

Костя Рыжий - отец уральского стритфайтеростроения, играющий тренер, изобретатель нового словесного юмористическо-подкожного жанра и носитель особого непередаваемого диалекта. Предпочтения - Fireblade. Нынешний мотоцикл собран из двух: рама и двигатель - 92 года, все остальное - от экземпляра посвежее.
- Костя, сколько лет ты на мотоцикле?
- 36 минус 11. "Японцы" начались в 1997-м. Нет, вру. Мопед японский в 93-м взял - говорят, на нем до меня медведь ездил в цирке сочинском. В 97-м "кваку" (мотоцикл марки Kawasaki) взял, потом спортик "ВэФэЭрка" (Honda VFR), в 2000-м - "дрозд" (Honda Blackbird), в 2003-м появился первый "файер". С тех пор и начал долбить их без ума.
- Чувство страха знакомо?
- Не боятся только дураки. Пока ездил на двух колесах, был жив и здоров, сейчас постоянно что-то покоцано и у меня, и у мотоцикла. Летишь и думаешь: опять сломал. Посмотришь, сам целый - хорошо-о-о. Самое страшное при падениях - испугаться. В европейской практике после такого у психолога лечиться надо, у нас, ясно дело, после аварий никто не лечится, поэтому остается травма психологическая. У меня, по-моему, такая есть. После того как на трассе ушел со «свечки». Сейчас, на заднем когда еду, "свечку" поймал, держу, а чуть назад и… все, уже - измена.
- Ты суперчемпион по суперпадениям...
- Да, моцей завязал больше всех в городе. Но, анализируя ситуацию, смотрю, что молодые пацаны - более перспективные. Не в смысле падений, а в смысле - более обучаемые. Молодежь сейчас заходит в мотосалон, влезает на мотоцикл, даже не зная, как ноги ставить, и спрашивает: "А есть какой-нибудь тренажер, чтобы на заднее колесо вставать?". "Есть, - говорю, - 36-я больница называется". Мы тут с пацанами прикинули, если бы у нас была такая техника, как сейчас, половины из нас уже бы не было.
- Сложнее стало на двух колесах передвигаться по городу?
- Конечно. Раньше мажоров не было, покупающих хорошие машины и пытающихся себя выразить.
- А вы не тем же самовыражением занимаетесь?
- У нас техника сама по себе все выражает. Тут не тапком в пол надавил и едешь, тут еще надо уметь управлять. По городу вообще лучше не пулять. Но и спокойно ехать опасно. Тихо едешь - тебя будут все зажимать. У всех народный праздник - спортбайкера обогнали!
- На чем народ трюкачит?
- У нас все трюкачат на том, на чем ездят, но это нельзя совмещать. Стоковый мотоцикл на стан долбить дорого - от него все отваливается, сколько денег в это влетает... Зарождающаяся дисциплина, что сделаешь. Как у москвичей, у нас кучи ухлопышей и ушлепанцев нет. Там как происходит: олигарх шлепнул моц, страховку получил, за гроши отдал. Все. А дальше уже: обварил дугами, колеса поменял, вилки - и бей дальше. У нас нет такого количества мотоциклов, которые бить не жалко, но скоро будет, я думаю.
- Что должен в идеале представлять из себя "трюкач"?
- Подготовка может быть минимальной: замена звезды, установка армированных шлангов, изготовление клетки на двигатель, переделка масляной системы двигателя, упор для "вилли" "12 часов", кроссовый руль - на любителя. Более серьезно у нас пока никто не готовил, все в процессе. В основном так: снял пластик, фару, броню на крышку поставил - и попер на тихом. В Интернете тут читал: пацан хочет фару снизу приделать, в районе двигателя, чтобы когда на заднем колесе едешь, светило вперед, а не в небо. Далеко нам еще до этого, но растем.
- Как ты народ опишешь, который в стантрайдинг подался?
- Да безбашенные все. Кто посерьезней, с головой, тот не особо этим увлекается. И конечно, многие - выходцы из мототриала, мотокросса. Думаю, когда велобайкеры подрастут, тоже будут технично все исполнять, если им интересно это будет.
- Как народ-то на вас реагирует?
- Народ? Кто дураками считает, кому нравится. Каждый по-своему с ума сходит.

Любитель подурачиться

Дима Факир, он же просто Фака, - яркий представитель молодого перспективного поколения стантрайдеров. На мотоцикле с пяти лет, на серьезной технике - третий год. В этом году гоняет на Suzuki TL1000. Говорит, что скромный. Не верьте.
- Давно стантрайдингом увлекся?
- Да я и не назову это стантрайдингом, есть люди, которые лучше меня ездят. Это просто дурачество - люблю выпендриваться.
- Да, но в дурачестве ты прогрессируешь. Какие элементы можешь исполнить?
- Стоя на баке, стоя на коленях на баке, лежа на мотоцикле без рук, лежа вверх головой, на баке сидя, сидя на заднем сиденье, ноги на баке, что-то наподобие ласточки, сидя боком. На заднем колесе не катаюсь, мне как-то неинтересен этот факт. Интереснее на переднем затормозить, а лучше - прокатиться. В прошлом году на маленьком мотоцикле делал так: подъезжаю к девушке, торможу на переднем колесе, целую ее - и приземляюсь назад.
- К чему стремишься? Что сейчас отрабатываешь?
- Ни к чему, потому что это глупо. Когда само дойдет, как и что надо, то и получится. По мере собственной готовности получаются и трюки.
- Как насчет травмоопасности?
- Бог меня хранит. Первый мотоцикл брал специально, чтобы учиться, падал очень много: на 80 км/ч по Малышева скакал без экипа, в поворот на 120 км/ч не входил, в майке и джинсах, и одна только полоса на джинсах от травы осталась, падал кучу раз, расколбас ловил (расколбас, он же вобблинг, он же эффект шимми - передача колебаний от руля на весь байк, дарит довольно неприятные ощущения). Все было по падениям. Жив-здоров.
- Стантрайдинг - не просто каталка, это уже спорт. Какие навыки должен иметь человек?
- Координация движений - в первую очередь, чутье, физическая сила, безусловно, резкость, немного гибкости. Надо уметь четко контролировать себя, свои движения и никак нельзя отвлекаться, давать волю эмоциям, ведь ходишь как по лезвию.

Четыре колеса Бешеного

Юра Бешеный, прозван так с 1987 года за яркую индивидуальную манеру езды, после того как на спор проехал на "Яве", стоя на дугах, от ж/д вокзала до Ленина по Свердлова, а потом еще раз таким же макаром - от УПИ до Восточной. Сегодня Юра на квадроцикле, мотоцикл в реанимации после аварии. У Бешеного на момент исполнения сегодняшних трюков - компрессионный перелом позвоночника. Еще комментарии?
- Юра, как изменилось все за 20 лет?
- Тогда веселее было. В 88-м у "Космоса" собирались и гоняли своей компанией по всем подземным переходам, в ляпки играли там. Машин не было. Здорово. Лет пять назад подъезжаю на пятак (место сбора байкеров) к спортам, говорю, погнали по переходам, а на меня так посмотрели - типа "как так можно!".
- Мотоциклистом тяжелее быть, чем 20 лет назад?
- Конечно. У нас обычной-то езде на мотоцикле не учат, не то что экстремальному вождению, а на дорогах - сплошной экстрим. Водители автомобилей не понимают некоторых важных моментов. Их заедает, что любой, даже самый маломощный мотоцикл их сделает с места. А некоторые просто не видят мотоциклистов, не берут во внимание приближающийся свет фары.
- Ну и как при таких условиях еще и трюкачить?
- Да мы-то уже просто не можем не ездить. Ну представь - с 10 лет на мотоцикле! Есть люди, которые угорают за максималку: 300 км/ч по спидометру открутил - и все, ему хватит, через неделю вылез опять, хватанул адреналина - опять хорошо. Меня максималка не прикалывает.
Можно сказать, что для нас интересно экстремальное вождение с учетом собственного опыта и психологии водителей. Едешь и уже автоматически отсматриваешь ситуацию на километр вперед, оцениваешь всех водителей, кто что исполнить может. Который гонит сотку, тот перед тобой не сможет дернуться, но все равно осторожничаешь, а если кто медленно едет - вдвойне настороженно относишься: по-любому что-нибудь исполнит.

Текст: Екатерина РЫЧКОВА
www.top4man.ru